полярный конвой

история

Боевые действия на море в годы Второй Мировой войны характеризовались ожесточенными боями на морских коммуникациях. Ранее считалось, что исход войны между воюющими странами будет решен главным образом генеральным сражением флотов. Однако теперь стало ясно, что главной целью являются транспорты с военными грузами. В боевых действиях на морских и океанских театрах военных действий со всех противоборствующих сторон приняли участие моряки из 22 стран. За весь период ВМВ было потоплено более 5000 транспортов и 2500 боевых кораблей (приблизительно 1000 надводных кораблей и 1500 подводных лодок). Соотношение говорит само за себя, доказывая стремление воздействия именно на перевозимые грузы.

После нападения Германии на Советский Союз уже на следующий день Великобритания заявила о поддержке СССР и предоставлении любой посильной помощи. 12 июля 1941 года были подписаны договора и сформированы миссии для их выполнения.

Первый конвой, прибывший в Архангельск уже 31 августа 1941 года, получил кодовое наименование «Дервиш». Следующие конвои имели другие обозначения, поставки организовывались по программе «ленд-лиз». Вплоть до конвоя PQ-7 потерь не было, потому что немцы не придавали значения этим поставкам, планируя в ближайшее время захватить Мурманский и Архангельский порты, а также потому что их морские силы были сосредоточены в «битве за Атлантику» против Англии.

Однако 5 декабря началось контрнаступление наших войск под Москвой, гитлеровцы не удержали своих позиций и начали отступать. В ходе расследования причин поражения под Москвой командование Вермахта выяснило, что с советской стороны применялось много разной техники и вооружений, явно не советского производства: танки, самолеты, автомобили, грузовики, противотанковые орудия и снаряды… Откуда всё это? Ну конечно же поставлено морским транспортом.

В результате немцы были вынуждены отвлечь значительные силы для базирования в Норвегии с целью нанесения ударов по транспортам. Началась упорная борьба на Арктических коммуникациях.

Каждый морской переход был настоящим подвигом моряков, которые сталкивались не только с авиацией и подводными лодками противника, но и с тяжелейшими погодными условиями Заполярья.

Всего за войну США и Великобритания поставлено в СССР 18 400 самолетов, 18 564 единиц бронетехники (танки, САУ и БТР), 432 516 единиц автомобильной техники, 36 891 мотоцикл, 1981 локомотив, 5000 противотанковых орудий, 11 075 товарных вагонов, а также другое оружие, взрывчатку, боеприпасы, машинное оборудование, станки, радиолокаторы, радиостанции, тракторы, нефтепродукты и другую продукцию, включая 15 417 000 пар армейских ботинок и 4,5 миллиона тонн продовольствия. Конечно, всё это не было бесплатно, и взаиморасчёты стали нормальным делом: они поставляли нам недостающее оружие, мы им золото, платину, лес и прочее по договорам.

После Второй Мировой войны в разных странах появились общественные организации, объединяющие участников конвоев с целью сохранения памяти. В Санкт-Петербурге это Региональная Общественная Организация поддержки ветеранов и патриотического воспитания молодежи «Полярный конвой», зарегистрированная в 1995 году. Президентом и основателем организации стал Александров Юрий Ефимович. За это время проведено 24 Международных Конференции, первая из которых прошла в мае 1999 года в Санкт-Петербурге в Смольном. На ней было принято обращение к правительствам и народам всех стран мира: «Помнить о тех, кто отдал свои жизни с верой, что это будет последняя жертва для того, чтобы восторжествовали мир и любовь, свобода и справедливость».

10
3
6
9

С 1996 года в Санкт-Петербурге проходят юбилейные встречи ветеранов Великой Отечественной войны, посвящённые Победе над фашистской Германией. Среди многочисленных иностранных гостей нельзя было не заметить большую группу ветеранов в белых беретах и строгих клубных костюмах с многочисленными орденскими планками. Это были члены британских клубов «Русский конвой» и «Северная Россия», объединившие в своих рядах несколько тысяч ветеранов конвоев из разных стран.

Традиционно каждый год 31 августа в Архангельске в годовщину прибытия первого конвоя «Дервиш» проводятся торжественные мероприятия, в которых принимают участие ветераны и представители организаций разных стран.

Дружественное общение граждан разных государств на основе истории нашего взаимодействия для достижения Победы неоценимо с точки зрения народной дипломатии и положительно влияет на международные отношения.

Считается, что затопленные суда и корабли являются захоронениями, и их покой нельзя нарушать. Но нашей организации 16 марта 2010 года удалось получить разрешение от правительства США на проведение работ на месте затопления кораблей, принадлежащих США.

В ходе поисковых экспедиций со дна Баренцева моря были подняты некоторые агрегаты военной техники, поставляемой союзниками, в том числе 30-тонный танк «Шерман» с транспорта «Томас Дональдсон», торпедированного немецкой подлодкой в районе острова Кильдин.

В 2014 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник, увековечивающий память моряков полярных конвоев. Он установлен на улице Седова, лицом к фасаду Морского колледжа Государственного университета морского и речного транспорта им. С.О. Макарова.

Конечно, пандемия и последующие события на Украине существенно ограничили международные возможности организации. Например, в 2020 году мы планировали осуществить поход парусных яхт в Эдинбург по теме «Бессмертный конвой», где должны были торжественно открыть монумент – точную копию монумента, установленного в Санкт-Петербурге. Эти планы не вычеркнуты, а лишь отодвинуты на неопределенное время.

В этом году мы уже организовали ряд экскурсий для молодежи и ветеранов. В ноябре 2022 года мы торжественно вручили боевые знамена 63-й бригады морской пехоты, участвовавшей в Петсамо-Киркенесской десантной операции (знамя вручено в Печенге Мурманской области бригаде морской пехоты «Спутник») и 1-го авиаполка ВВС КБФ, самолеты которого бомбили Берлин уже в начале августа 1941 года (знамя вручено смешанному авиаполку в г. Черняховск Калининградской области). Гвардейский Краснознаменный флаг ПЛ С-56 вручен в городе Полярном 161-й бригаде дизельных подводных лодок. Все эти реликвии достались нам от тех ветеранов, которые были членами нашей организации и которых уже нет.

В летний сезон рассматриваем участие в экспедициях на парусных яхтах в пределах наших внутренних и территориальных морских вод и внутренних водоемов с молодежью по местам боевой славы в Финском заливе, Ладожском озере и Белом море.

7
4
2
1
DSC_6258
DSC_6119

© 2024 СПб РОО «ПОЛЯРНЫЙ КОНВОЙ»
Все права защищены. Использование любых материалов возможно только с
указанием автора и источника.

Прокрутить вверх